Партнерские роды: исторический аспект
Бытует мнение, что партнерские роды являются достаточно новым явлением в современном мире. Многие авторы солидарны в том, что в практиках родовспоможения в разные времена у разных народов мужчина был отстранен от этого священного акта. Приводятся доводы о том, что рожала женщина сама, как это принято до сих пор у индейцев Северной Америки и у африканских бушменов; обмывала младенца и приносила его соплеменникам. После чего следовал обряд принятия его в члены племени со сложными магическими ритуалами.
На самом деле в первобытных культурах племен Африки, Азии, Австралии, Америки отношение к родам в обществе имело двойственную природу: с одной стороны все радовались появлению новорожденного, особенно, если это был мальчик, с другой стороны, все достаточно равнодушно относились к переживаниям и нагрузкам, испытываемым матерью в процессе родов. Действительно, нередко бытовали традиции, предписывающие женщине покидать селение на время родов и возвращаться обратно уже с ребенком на руках. Но вместе с этим довольно часто встречались и традиции публичных родов, когда женщина рожала на виду у всей деревни, и присутствовали на ее родах все желающие, не зависимо от пола, возраста и состояния здоровья. При всем разнообразии отношений к родам общим было то, что помощь, при этом, женщине и ребенку практически не оказывалась.
Со временем роль мужа и отца стала определяться обществом достаточно четко. Поскольку одной из основных семейных функций мужчины издревле была защита своей семьи (женщин, стариков, детей), то и его участие в процессе родов, во многом, определялось именно функцией защиты. В результате мужчина стал брать на себя заботы о том, чтобы его жена разрешалась от бремени в безопасном, удобном месте. В некоторых племенах в обязанности мужчины входило строительство «родильной» хижины, обеспечение этого помещения теплом и водой. Кроме того, он мастерил специальные приспособления для родов, такие как родильный стул, трапеция, подвешивал веревку или канат. Он же готовил емкость для первого омовения младенца. Нередко муж сам принимал роды у своей жены – был непосредственным помощником и участником процесса. Маргрет Рид пишет о некоторых племенах в Полинезии, где мужья издавна ухаживали за женами во время родов самым активным образом. Главной задачей мужа было обеспечение спокойствия и безопасности на схватках, а также поддержка жены в потугах, затем принятие ребенка и перерезание пуповины. В таких родах ведущую роль выполняла сама роженица, а муж отвечал на ее просьбы и требования.
В некоторых племенах мужчины выполняли обязанности акушеров, например, на Гонолулу (Сандвичевы острова), у многих африканских племен (бари, мади, мору, бонго, униоросы). Есть сведения о том, что в Калмыкии женщины рожали, стоя на коленях и опираясь на мужчину. А у лезгинов, живущих в горных долинах Закавказья, пастухи очень ловко помогали своим овцам при ягнении, их так же призывали, как искусных акушеров, при тяжелых родах у женщин.
Афанасий Никитин в своих записках о путешествии в Индию «Хождение за три моря» (1466—1472) писал: « Когда у жены родится дитя, то принимает муж, и имя сыну дает отец, а дочери – мать». Это свидетельствует о том, что мужчина являлся участником родового процесса. Возможно, такое положение дел не было распространено в Индии повсеместно. Но эти записи указывают на то, что практика партнерских родов имела место быть.
В 1898 году доктор Г. Плосс, автор книги «Женщина в естествоведении и народоведении — антропологическое исследование» пишет: «…мы должны считать немалым культурным успехом, если муж не покидает жены во время родов и оказывает ей посильное пособие».
С развитием повивального искусства основными помощницами в родах для женщин стали акушерки и повивальные бабки. Но не редко на мужчину возлагали второстепенную роль в процессе родов: он физически помогал женщине принять ту или иную родовую позицию.
Отношение к участию мужчины в родах на Руси было неоднозначным. Помощь роженице традиционно оказывали старшие в семье женщины. Позднее эта обязанность перешла к повитухам. Считалось, что “не место мужикам видеть, как бабские дела делаются…”. Но наряду с этим правилом существовали и другие традиции, допускающие мужчин до участия в родовом процессе. Во многих, близких к современности, славянских повивальных традициях было принято в случае трудных родов позвать мужа, чтобы жена родоразрешалась у него на коленях. «Работа родовым стулом» нередко выпадала на долю отца ребенка. Если роды затягивались, а малыш задерживался в родовом канале, то порой пользовались следующим методом. Муж по договоренности с повитухой «неожиданно» громко стучал в окно бани, где проходили роды, и громким голосом кричал обвинительные слова в адрес роженицы, укоряя ее в медлительности. Факт испуга, по наблюдениям, часто приводил к положительному результату – женщина разрешалась-таки от бремени. И хотя, в большинстве деревень муж при родах не присутствовал, но обязательно поджидал где–то неподалеку, и при продолжительных родах или реальной угрозе жизни роженицы именно мужу полагалось усердно молиться Богу и обходить дом с образами. Несмотря на то, что присутствие мужа при родах было далеко не обязательным, и роль его в большинстве случаев была пассивна, в народе бытовало представление, что активное сопереживание и определенные действия мужа во время родов жены, могут во многом облегчить страдания женщины и ускорить роды.
Обрядовые действия мужа во время родов жены вошли в историю русской культуры под названием «Кувада». Этот обычай очень древний: впервые он был описан еще древне - греческим географом и историком Страбоном (I век до н.э.), путешествовавшим по Иберийскому полуострову. Сам термин «кувада» был взят из французского языка и означает «вынашивание», «высиживание». В России богатый материал об этом обряде собран в Смоленской губернии. Этнографические материалы свидетельствуют, что на мужа рожающей женщины надевали юбку роженицы, повязывали ему голову платком жены и укладывали в кровать. Муж ложился, стонал, кричал, изображая родовые муки; при этом часто подобными действиями доводил себя до того, что «бледнел как полотно и чернел как чугун». Иногда ему намеренно причиняли физические страдания, чтобы он «отвел» от жены боль. Интересно, что иногда муж имитировал не только роды, но и состояние беременности. Многие исследователи считают, что обряд «кувада» является символическим социально-адаптационным действием: отец торжественно «рожает» и публично признает ребенка. Однако, этот обряд имеет еще одно важное значение: эмоциональное сопереживание мужа, его сопричастность к рождению ребенка во многом способствует формированию прочных внутрисемейных уз.
В православной традиции муж незадолго до родов брал на себя обязанность добровольного внепланового поста, и все время родов молился за благополучное их разрешение рядом с тем местом, где они происходили.
Получается, что зачастую, даже не принимая непосредственного участия в родах, муж все же не был отстранен от происходящего. Он осознавал глубинный смысл родов и выполнял свою посильную роль в том, чтобы помочь жене и своему ребенку в столь трудный момент. И общество не препятствовало, а наоборот, поощряло подобные проявления сопричастности к родам.
Партнерские роды в современном мире
В 1985 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) на основании результатов масштабных исследований, проведенных в разных странах, были разработаны рекомендации по организации родовспоможения, которые не теряют актуальности и сегодня. В одном из пунктов сказано «Для благополучия молодой матери важно присутствие определенного члена семьи во время родов и в послеродовом периоде…» .
По мнению Грентли Дик - Рида, основным принципом естественных родов является максимальное расслабление во время схваток. Любое сверхволнение матери приводит к выделению гормонов стресса. В результате сфинктеры (круговые мышцы) напрягаются, делая схватки болезненными и неэффективными. Кроме того, происходит отток крови от матки к рукам и ногам, поскольку страх и напряжении готовят тело к бегству или сражению. Все это препятствует нормальному снабжению матки и ребенка кислородом. С другой стороны все, что способствует расслаблению тела и спокойствию духа, стимулирует выработку эндорфинов, которые являются естественными обезболивающими веществами. В состоянии релаксации лучше работают родовые гормоны, высокий уровень которых способствует более мягкому и продуктивному течению процесса, улучшается самочувствие мамы и ребенка.
Снятию стресса и мышечному расслаблению способствует присутствие помощника, которому женщина полностью доверяет. Маршал Клаус и Джон Кеннелл сообщают о том, что, проведя исследование нескольких сотен родов (1970-е годы), они пришли к следующему выводу: присутствие такого помощника сокращает время периода схваток, по крайней мере, на треть.
Конечно же, роль помощника совсем не обязательно должен выполнять муж. Сопровождать в родах может мама, сестра, подруга или доула. Основной задачей партнера является создание атмосферы благополучия и комфорта, безопасности и спокойствия. Это приобретает особую актуальность в связи с тем, что сегодня роды чаще всего проходят в стационаре – в незнакомом месте, в безликой родильной палате, с неприятным ярким освещением, с незнакомыми людьми, у которых нет личной заинтересованности в благополучии роженицы. Высокий уровень тревоги и страха у женщины приводит к слабости (дискоординации) родовой деятельности, и вынуждает врачей использовать нежелательные способы родовозбуждения, а в случае их неэффективности – проводить оперативное родоразрешение. И наоборот, ощущение уединенности, интимности, спокойствия, возможность принять любое удобное положение и издавать любые звуки, присутствие чуткого помощника - значимые условия для естественного протекания родов. В современных условиях самым близким человеком для женщины и эффективным сопровождающим в родах нередко становится ее супруг - человек, которого она хорошо знает, с кем есть особая энергетическая связь, тот, который способен поддержать и защитить. А это в свою очередь облегчает течение процесса, снижает болевые ощущения, сокращает время родов, уменьшает риски для здоровья мамы и малыша.
Библиография:
Кулаева Ольга - преподаватель, перинатальный психолог, ведущая групп подготовки к родам и материнству.
Тюнина Наталья - преподаватель, перинатальный психолог, специалист по развитию ребенка.
Декабрь 2016 г.
Взаимодействие супругов в родах, сравнение партнерских родов и родов без мужа с точки зрения количества медицинских вмешательств в статье: