1. Главная
  2. Полезная информация
  3. Статьи
  4. Партнерские роды как социокультурное явление: история и современность.
Главная  / Полезная информация  / Статьи  / Партнерские роды как социокультурное явление: история и современность.

Партнерские роды как социокультурное явление: история и современность.

Партнерские роды: исторический аспект

Бытует мнение, что партнерские роды  являются достаточно новым явлением в современном мире. Многие авторы солидарны в том, что в практиках родовспоможения в разные времена у разных народов  мужчина был отстранен от этого священного акта. Приводятся доводы о том, что рожала женщина сама, как это принято до сих пор у индейцев Северной Америки и у африканских бушменов; обмывала младенца и приносила его соплеменникам. После чего следовал обряд принятия его в члены племени со сложными магическими ритуалами.

На самом деле в первобытных культурах племен Африки, Азии, Австралии, Америки  отношение к родам в обществе имело двойственную природу: с одной стороны все радовались появлению новорожденного, особенно, если это был мальчик, с другой стороны, все достаточно равнодушно относились к переживаниям и нагрузкам, испытываемым матерью в процессе родов. Действительно, нередко бытовали традиции, предписывающие женщине  покидать селение на время родов и возвращаться обратно уже с ребенком на руках. Но вместе с этим довольно часто встречались и традиции публичных родов, когда женщина рожала на виду у всей деревни, и присутствовали на ее родах все желающие, не зависимо от пола, возраста и состояния здоровья. При всем разнообразии отношений к родам общим было то, что помощь, при этом, женщине и ребенку практически не оказывалась.

Со временем роль  мужа и отца стала определяться обществом достаточно четко. Поскольку одной из основных семейных функций мужчины издревле была защита своей семьи (женщин, стариков, детей), то и его участие в процессе родов, во многом, определялось именно функцией защиты. В результате мужчина стал брать на себя заботы о том, чтобы его жена разрешалась от бремени в безопасном, удобном месте. В некоторых племенах в обязанности мужчины входило строительство  «родильной» хижины, обеспечение этого помещения теплом и водой. Кроме того, он мастерил специальные приспособления для родов, такие как родильный стул, трапеция, подвешивал веревку или канат. Он же готовил емкость для первого  омовения младенца. Нередко муж сам принимал роды у своей жены – был непосредственным помощником и участником процесса. Маргрет Рид пишет о некоторых племенах в Полинезии, где мужья издавна ухаживали за женами во время родов самым активным образом. Главной задачей мужа было обеспечение спокойствия и безопасности на схватках, а также поддержка жены  в потугах, затем принятие ребенка и перерезание пуповины. В таких родах  ведущую роль выполняла сама роженица, а муж отвечал на   ее просьбы и требования.

В некоторых племенах мужчины выполняли обязанности акушеров, например, на Гонолулу (Сандвичевы острова), у многих африканских племен (бари, мади, мору, бонго, униоросы). Есть сведения о том, что в Калмыкии женщины рожали, стоя на коленях и опираясь на мужчину. А у лезгинов, живущих в горных долинах Закавказья, пастухи очень ловко помогали своим овцам при ягнении, их так же призывали, как искусных акушеров, при тяжелых родах у женщин.

Афанасий Никитин в своих записках о путешествии в Индию  «Хождение за три моря» (1466—1472) писал:  « Когда у жены родится дитя, то принимает муж, и имя сыну дает отец, а дочери – мать». Это свидетельствует о том, что мужчина являлся участником родового процесса. Возможно, такое положение дел не было распространено в Индии повсеместно. Но эти записи указывают на то, что практика партнерских родов имела место быть.

В 1898 году доктор Г. Плосс, автор книги  «Женщина в естествоведении и народоведении — антропологическое исследование» пишет:  «…мы должны считать немалым культурным успехом, если муж не покидает жены во время родов и оказывает ей посильное пособие».

С развитием повивального искусства основными помощницами в родах для женщин стали акушерки и повивальные бабки. Но  не редко на мужчину возлагали  второстепенную роль в процессе родов: он физически помогал женщине принять ту или иную родовую позицию.

Отношение к участию мужчины в родах на Руси было неоднозначным. Помощь роженице традиционно оказывали старшие в семье женщины. Позднее эта обязанность перешла к повитухам. Считалось, что “не место мужикам видеть, как бабские дела делаются…”. Но наряду с этим правилом существовали и другие традиции, допускающие мужчин до участия в родовом процессе.  Во многих, близких к современности, славянских повивальных традициях было принято в случае трудных родов позвать мужа, чтобы жена родоразрешалась у него на коленях. «Работа родовым стулом» нередко выпадала на долю отца ребенка. Если роды затягивались, а малыш задерживался в родовом канале, то порой пользовались  следующим  методом. Муж по договоренности с повитухой «неожиданно» громко стучал в окно бани, где проходили роды,  и громким голосом кричал обвинительные слова в адрес роженицы, укоряя ее в медлительности. Факт испуга, по наблюдениям, часто приводил к положительному результату – женщина разрешалась-таки от бремени. И хотя, в большинстве деревень муж при родах не присутствовал, но обязательно поджидал где–то неподалеку, и при продолжительных  родах или реальной угрозе жизни роженицы  именно мужу  полагалось усердно молиться Богу и  обходить дом с образами. Несмотря на то, что присутствие мужа при родах было далеко не обязательным, и роль его в большинстве случаев была пассивна,  в народе бытовало представление, что активное сопереживание и определенные действия мужа во время родов жены, могут во многом облегчить страдания женщины и ускорить роды.

Обрядовые действия мужа во время родов жены вошли в историю русской культуры под названием «Кувада». Этот обычай  очень древний: впервые он был описан еще древне - греческим географом и историком Страбоном (I век до н.э.), путешествовавшим по Иберийскому  полуострову. Сам термин «кувада» был взят из французского языка и означает «вынашивание», «высиживание». В России богатый материал об этом обряде собран в Смоленской губернии. Этнографические материалы свидетельствуют, что  на мужа рожающей женщины надевали юбку роженицы, повязывали ему голову платком жены  и укладывали в кровать. Муж ложился, стонал, кричал, изображая родовые муки; при этом часто подобными  действиями доводил себя до того, что «бледнел как полотно и чернел как чугун». Иногда ему намеренно причиняли физические страдания, чтобы он «отвел» от жены боль. Интересно, что иногда муж  имитировал не только роды, но и состояние беременности. Многие исследователи считают, что обряд «кувада» является символическим социально-адаптационным действием: отец торжественно «рожает» и публично признает ребенка. Однако, этот обряд имеет еще одно важное значение: эмоциональное сопереживание мужа, его сопричастность к рождению ребенка во многом способствует формированию прочных внутрисемейных уз.

В православной традиции муж незадолго до родов брал на себя обязанность добровольного внепланового поста, и все время родов молился за благополучное их разрешение рядом с тем местом, где они происходили.

Получается, что зачастую, даже не принимая непосредственного участия в родах, муж все же не был отстранен от происходящего. Он осознавал глубинный смысл родов и выполнял свою посильную роль в том, чтобы помочь жене  и своему ребенку в столь трудный момент. И общество не препятствовало,  а наоборот, поощряло подобные проявления сопричастности к родам.

 Партнерские роды в современном мире

В  1985 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) на основании результатов масштабных исследований, проведенных в разных странах, были разработаны рекомендации по организации родовспоможения,  которые не теряют актуальности и сегодня. В одном из пунктов сказано «Для благополучия молодой матери важно присутствие определенного члена семьи во время родов и в послеродовом периоде…» .

По мнению Грентли  Дик - Рида,  основным принципом естественных родов является максимальное расслабление во время схваток. Любое сверхволнение матери приводит к выделению  гормонов стресса. В результате сфинктеры (круговые мышцы) напрягаются, делая схватки болезненными и неэффективными. Кроме того, происходит отток крови от матки к рукам и ногам, поскольку страх  и напряжении готовят тело к бегству или сражению. Все это препятствует нормальному снабжению матки и ребенка кислородом. С другой стороны все, что способствует расслаблению тела и спокойствию духа, стимулирует выработку эндорфинов, которые являются естественными обезболивающими веществами. В состоянии релаксации лучше работают родовые гормоны, высокий уровень которых способствует более мягкому и продуктивному течению процесса, улучшается самочувствие мамы и ребенка.

Снятию стресса и мышечному расслаблению способствует  присутствие помощника, которому женщина полностью доверяет. Маршал Клаус и Джон Кеннелл  сообщают о том, что, проведя исследование нескольких сотен родов (1970-е годы), они пришли к следующему выводу: присутствие такого помощника сокращает время периода схваток, по крайней мере, на треть.

Конечно же, роль помощника совсем не обязательно должен выполнять муж. Сопровождать в родах  может  мама, сестра, подруга или доула. Основной задачей партнера является создание атмосферы благополучия и комфорта, безопасности и спокойствия. Это приобретает особую актуальность в связи с тем, что сегодня роды чаще всего проходят в стационаре – в незнакомом месте, в безликой родильной палате, с неприятным ярким  освещением, с незнакомыми людьми, у которых нет  личной  заинтересованности в благополучии роженицы. Высокий уровень тревоги и страха у женщины приводит к  слабости (дискоординации) родовой деятельности, и вынуждает врачей использовать нежелательные способы родовозбуждения, а в случае их неэффективности – проводить оперативное  родоразрешение.  И наоборот, ощущение уединенности, интимности, спокойствия, возможность принять любое удобное положение и издавать любые звуки, присутствие чуткого помощника - значимые условия для естественного протекания родов.  В современных условиях  самым близким человеком для женщины и эффективным сопровождающим в родах нередко становится  ее супруг -  человек, которого она хорошо знает, с кем есть особая энергетическая связь, тот, который способен поддержать и защитить. А это в свою очередь облегчает течение процесса, снижает болевые ощущения, сокращает время родов, уменьшает риски для здоровья мамы и малыша.

 

Библиография:

  1. Вешнякова Е.Е. История развития акушерства в России» реферат
  2. Дик-Рид Г. Роды без страха.- М.: «Столица-Принт», 2005.
  3. Добряков И.В., Лазарева И.П. Здоровые роды – счастливый малыш. – СПб.: «Комплект», 1998.
  4. Мартис Р.. Постоянная поддержка женщин в процессе родов: Комментарий БРЗ. Библиотека репродуктивного здоровья ВОЗ. - Женева: Всемирная организация здравоохранения,  2007
  5. Никитин Афанасий. Хождение за три моря. – М.: «Эксмо», 2009.
  6. Оден М. Кесарево сечение: безопасный выход или угроза будущему? – М.: «Международная школа традиционного акушерства», 2006.
  7. Плосс Г. Женщина в естествоведении и народоведении — антропологическое исследование. Монография.  Том II– Сыктывкар - Киров: «ПЕРЯ-МАА» - ГИПП «Вятка», 1995.
  8. Рекомендации ВОЗ по родовспоможению.
  9. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: «Айрис-пресс, 2003.

 

Кулаева Ольга -  преподаватель, перинатальный психолог, ведущая групп подготовки к родам и материнству.

Тюнина Наталья - преподаватель, перинатальный психолог, специалист по развитию ребенка.

Декабрь 2016 г.

 

Взаимодействие супругов в родах, сравнение партнерских родов и родов без мужа с точки зрения количества медицинских вмешательств  в статье:

Партнерские роды: Влияние участия мужа в родах на эффективность родового процесса и взаимодействие супругов

 

Курсы подготовки к родам

 

Все статьи


Отправить жалобу